В середине 50-х годов прошлого века в США начались активные разработки нового строительного материала из-за резкого снижения доходов граждан и уменьшения спроса на дорогостоящую недвижимость. Главными требованиями к нему были – невысокая цена, прочность и хорошие теплоизолирующие качества. За основу американские разработчики взяли зарубежные образцы, созданные по технологии DURISOL, внедренные в Голландии в 30-х годах. В результате кропотливой работы инженеров, строителей и архитекторов появился арболит. Этот строительный материал был произведен из цементно-древесной композиции и на то время в США получил название «woodstone». Он очень быстро зарекомендовал себя с положительной стороны, а потому правительство начало его производство в промышленных масштабах.
Новинку строительного рынка быстро заприметило руководство СССР. Уже в первой половине 60-х годов ВНИИдрев, МЛТИ, НИИЖБ, Гипролеспром тщательно изучили состав арболита, после чего начали подгонять его под климатические условия страны. Но специалисты были несколько ограничены в своих действиях из-за небольшого ассортимента строительных материалов. Все, что им было доступно – цемент с максимальной маркой прочности М400 и минерализатор в виде технического сернокислого алюминия, который использовался для удаления сахаров из щепы с целью улучшения ее связывающих качеств. Правда, недостатка в щепе не было. По всей территории СССР было множество заводов, которые работали с различной древесиной. Но ее приходилось предварительно высушивать и только потом пропитывать минерализаторами.
Спустя несколько лет специалисты предоставили общественности щепобетон (такое название носил арболит в советские годы). Он производился в виде несущих и ограждающих конструкций, одно- и трехслойных стеновых панелей, блоков, плит перекрытий, конструкций, комбинированных с железобетоном. Материалы прошли все необходимые испытания, а также процедуру сертификации и стандартизации по ГОСТу. После этого академику Исааку Хисковичу Наназашвили было поручено ведение строительства заводов по изготовлению панелей из щепобетона по всей территории СССР. Под его бдительным руководством было возведено более 100 подобных промышленных объектов. На каждом из них был оборудован специальный навес для сушки щепы на открытом воздухе. Согласно утверждениям специалистов, только при таком подходе можно максимально снизить количество сахаров и получить материал оптимальной влажности.
С введением в эксплуатацию заводов по производству панелей из щепобетона в СССР началось строительство из арболита. Такие дома 1979 года постройки можно до сих пор увидеть в эксплуатации в Московской области. Но самым большим достижением для Советского Союза было возведение зданий в Антарктике. Еще в 60-е годы здесь были построены столовая и три здания служебного назначения. При толщине стен всего 32 см эти сооружения показали хорошие эксплуатационные качества в условиях сурового арктического климата. С этого момента цементно-древесная композиция стала еще более востребованной в строительстве промышленных объектов. Но постепенно арболит потерял свою актуальность в связи с распадом СССР и возникновением экономических проблем во всех странах, которые ранее были единым целым.
Возрождение щепо-бетонного материала пришлось на 90-е годы. Этому поспособствовали:
Кстати, именно мелкие предприниматели начали изготовление мелкоштучных стеновых блоков и их вывод на строительный рынок. Но большинство из них производство вели с использованием ручного труда, что затрудняло масштабный выпуск продукции и сдерживало ее развитие и распространение.
Спустя несколько лет в продаже появилось специальное оборудование, которое позволило увеличить количество выпускаемого арболита, а также улучшить его качество. С его внедрением началось активное строительство загородных домов из подобного материала, который используют как для кладки несущих стен, так и перегородок.
Постепенно арболит вытесняет традиционные строительные материалы в связи с тем, что ему присущи высокие теплоизоляционные качества, небольшой вес, устойчивость к возгоранию и хорошие показатели по сцеплению со штукатурными растворами. В малоэтажном индивидуальном домостроении он становится более востребованным и оправданным. Тем не менее, все же есть факторы, которые препятствуют широкому распространению материала. К ним относится отсутствие соответствующей нормативной базы, крупных предприятий по его производству и масштабной рекламной кампании по продвижению.
Но перспективы к развитию есть и будут, поскольку строители просто не могут оставить в стороне материал, который имеет массу преимуществ перед другими.